заметкиДочитала жизнеописания Кнехта. Вообще, сам Кнехт, по-моему, не может не вызывать восхищение. Я понимаю, что подобная приверженность к истине, порядку и иерархии свойственна всем (большинству) касталийцев, но здесь все же нечто большее. Как было в разговоре с Александром: "Вот вы говорите о своей жизни, а речь идет сплошь о частных, субъективных впечатлениях, личных желаниях, личных эволюциях и решениях!" Потому что в какую систему ты личность не впиши, всегда останутся субъективные моменты.
---
«Если высокая инстанция, – говорилось в этом месте устава, – призывает тебя на какую-нибудь должность, знай: каждая ступень вверх по лестнице должностей – это шаг не к свободе, а к связанности. Чем больше могущество должности, тем строже служба. Чем сильнее личность, тем предосудительней произвол».
Разве можно сказать лучше?
---
Самой запоминающейся стала, конечно, фраза магистра музыки.
Ты утомляешь себя, Иозеф.
---
Ступени
Цветок сникает, юность быстротечна,
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
Душа легко и весело простится
С тем, с чем связать себя посмела прочно,
Пускай не сохнет в косности монашьей!
В любом начале волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нем защита наша.
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.
И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный,
И путь опять начнется непрерывный…
Простись же, сердце, и окрепни снова.
Самое чудесное, когда идеи перекликаются, и ты понимаешь, что и вот это новое творение прекрасно вписывается в существующее уже мироощущение.
---
Меня по-началу несколько смутила концовка. Не ожидала, честно. А потом пришло понимание, что все правильно. В определенный момент дóлжно поставить точку.
---
А если вернуться к жизнеописаниям, то последнее, конечно, просто великолепно.
Майя!
Интересно, читала ли Фрай Гессе, потому что книга, в которую затянуло сэра Макса, подобна чаше воды, тут ничего не скажешь. Но в любом случае такая идея — сна? иллюзий? — меня завораживает, и я бы с удовольствием почитала еще что-нибудь в таком же духе.
И понятно, что эта бесконечность перерождений тема для Востока в общем-то вечная, но одно дело — знать факты, а другое — увидеть, как человек может прийти к этому желанию выйти за пределы. Преступить пределы, точно. Хотя мне пока эта бесконечность перерождений кажется весьма и весьма неплохим вариантом.
@темы:
Размышлизмы,
Заметки на полях,
Литература,
Я