seize the day
Пара всем известных советов о том, как определиться с темойЭто я в том смысле, что ничего нового я здесь не открою.
По роду моей деятельности ко мне обращаются студенты с просьбой помочь с темой исследования. Ну, надо сказать так делают не все, а те, кого имеющиеся (и, надо сказать, довольно рафинированные) темы не устраивают. Это разумно, поскольку зачем писать про то, что не интересно, а, значит, наверное, и не очень нужно.
На вопрос "что такое тема работы и как ее сформулировать" я бы ответил так:
а. если взять содержание Вашей будущей работы, сложить его пополам, потом еще, потом еще, и еще, и еще - получится одно предложение - вот это и есть тема. По научному это - обобщение понятия. Но что бы что-то "сложить" нужно сначала представлять - что это, хотя бы в общих чертах. Поэтому начинать по принципу - вот тема, ничего в этом не понимаю, но пойду что-то напишу - не эффективно. Результат такой работы, как правило, страдает в качестве. Начинать нужно с формулирования гипотезы (см. ниже). Саму тему, иногда, удается сформулировать в виде гипотезы - это the best practice.
b. тема - это то, что потом Вы разобьете на части - главы, главы на разделы и т.п. Этот процесс называется классификацией. У процесса классификации есть жесткие требования (гуглите правила логического деления или классификации)
c. Как уже отмечено, для того, что бы сформулировать тему - нужна гипотеза. Она нужна у Вас в голове и не важно красиво она звучит для других или пока нет. Очень просто сформулировать ее следующим образом - "Я хочу доказать, что...". Совершенно не важно - уверены Вы в верности Вашей гипотезы или пока нет. Единственно важно, что Вы уверены, что у этой гипотезы нет очевидного подтверждения. Но чтобы сформулировать гипотезу - нужно представление о фактах, которые лежат в ее основе. Т.е. нужен некий минимум научных знаний по теме. А для этого, как правило, нужно провести предварительное изучение предмета. Весь этот процесс называется "научный поиск". Его методология тоже довольно подробно описана в литературе.
d. Вся Ваша работа - это доказательство гипотезы (поэтому важно понимать, что же мы доказываем). Процесс доказывания, так же как и процесс логического деления основан на правилах логики. Только так можно гарантировать, что Ваше доказательство достоверно. Главным правилом является наличие достоверных (доказанных) фактов/знаний в основе и правильность логического доказывания/логических фигур.
Если все это суммировать, то роль преподавателя в написании Вами работы:
1. не дать сбиться с вышеобозначенного пути
2. подсказать/предсказать насколько удачна гипотеза/тема - но это частное мнение, Вы вправе с ним не согласиться
3. помочь с материалами и фактами (т.е. консультировать)
это все.
Можно ли писать курсовую/дипломную без всей этой "ерунды"? Да - можно. Но результат Вы получите плохой (а чаще "никакой"). Я говорю не об оценке, а о том, что к выпуску Вы так и не научитесь писать грамотных, стройных и убедительных текстов. А это важнейший навык для всех интеллектуальных видов деятельности.
Есть много достойных людей, которые разбираются в процессе научного познания значительно лучше меня. Есть те, для кого изучение процесса познания - профессия. Авторитетом лично для меня является проф. Владимир Федорович Берков. Я очень рекомендую изучить его труды, из которых ясно видно, что все приведенное мною выше - примитивное обобщение. Примитивное, но надеюсь, не бесполезное.
И последнее. Поверьте, исследовать новое - безумно увлекательно. Если Вы этого еще не поняли, значит Вы просто по-настоящему не пробовали.
Желаю удачи!
А.Л.
По роду моей деятельности ко мне обращаются студенты с просьбой помочь с темой исследования. Ну, надо сказать так делают не все, а те, кого имеющиеся (и, надо сказать, довольно рафинированные) темы не устраивают. Это разумно, поскольку зачем писать про то, что не интересно, а, значит, наверное, и не очень нужно.
На вопрос "что такое тема работы и как ее сформулировать" я бы ответил так:
а. если взять содержание Вашей будущей работы, сложить его пополам, потом еще, потом еще, и еще, и еще - получится одно предложение - вот это и есть тема. По научному это - обобщение понятия. Но что бы что-то "сложить" нужно сначала представлять - что это, хотя бы в общих чертах. Поэтому начинать по принципу - вот тема, ничего в этом не понимаю, но пойду что-то напишу - не эффективно. Результат такой работы, как правило, страдает в качестве. Начинать нужно с формулирования гипотезы (см. ниже). Саму тему, иногда, удается сформулировать в виде гипотезы - это the best practice.
b. тема - это то, что потом Вы разобьете на части - главы, главы на разделы и т.п. Этот процесс называется классификацией. У процесса классификации есть жесткие требования (гуглите правила логического деления или классификации)
c. Как уже отмечено, для того, что бы сформулировать тему - нужна гипотеза. Она нужна у Вас в голове и не важно красиво она звучит для других или пока нет. Очень просто сформулировать ее следующим образом - "Я хочу доказать, что...". Совершенно не важно - уверены Вы в верности Вашей гипотезы или пока нет. Единственно важно, что Вы уверены, что у этой гипотезы нет очевидного подтверждения. Но чтобы сформулировать гипотезу - нужно представление о фактах, которые лежат в ее основе. Т.е. нужен некий минимум научных знаний по теме. А для этого, как правило, нужно провести предварительное изучение предмета. Весь этот процесс называется "научный поиск". Его методология тоже довольно подробно описана в литературе.
d. Вся Ваша работа - это доказательство гипотезы (поэтому важно понимать, что же мы доказываем). Процесс доказывания, так же как и процесс логического деления основан на правилах логики. Только так можно гарантировать, что Ваше доказательство достоверно. Главным правилом является наличие достоверных (доказанных) фактов/знаний в основе и правильность логического доказывания/логических фигур.
Если все это суммировать, то роль преподавателя в написании Вами работы:
1. не дать сбиться с вышеобозначенного пути
2. подсказать/предсказать насколько удачна гипотеза/тема - но это частное мнение, Вы вправе с ним не согласиться
3. помочь с материалами и фактами (т.е. консультировать)
это все.
Можно ли писать курсовую/дипломную без всей этой "ерунды"? Да - можно. Но результат Вы получите плохой (а чаще "никакой"). Я говорю не об оценке, а о том, что к выпуску Вы так и не научитесь писать грамотных, стройных и убедительных текстов. А это важнейший навык для всех интеллектуальных видов деятельности.
Есть много достойных людей, которые разбираются в процессе научного познания значительно лучше меня. Есть те, для кого изучение процесса познания - профессия. Авторитетом лично для меня является проф. Владимир Федорович Берков. Я очень рекомендую изучить его труды, из которых ясно видно, что все приведенное мною выше - примитивное обобщение. Примитивное, но надеюсь, не бесполезное.

И последнее. Поверьте, исследовать новое - безумно увлекательно. Если Вы этого еще не поняли, значит Вы просто по-настоящему не пробовали.
Желаю удачи!
А.Л.