Анну Каренину теперь нужно будет прочитать хотя бы ради того, чтобы посмотреть потом на Киру.

---
Пишет Нанук (peggotty)
@ 2010-12-16
235 лет назад родилась женщина, которая не вышла замуж и не умерла от этого. Более того, если бы она все же вышла замуж, то шансы умереть у нее увеличивались бы пропорционально количеству производимых на свет детей. Харрис Биг-Уизерс, прости, чувак. У тебя не было шансов. Джейн была нужна мировой литературе.
Впрочем, даже не так. Джейн Остен была нужна не некой абстрактной идее мирового литературного наследия. Жанровая проблематика, социальная сатира-шматира и языковое новаторство – это все слова для толстых учебников или худых монографий.
За 200 лет Джейн Остен пригодилась сотням и сотням девочек. И вовсе не потому, что ее романы зачастую воспринимаются как занятные поделки на тему того как достойно выйти замуж. Ее тексты отнюдь не про то как найти любовь. Они про то, как не потерять себя.
Все шесть романов, на мой взгляд, потому так хорошо сохранились до сегодняшнего времени, что пронизаны очень вневременной идеей, которая редко приходит в буквы другому женскому тексту. Выходить замуж нужно непременно за. Не за статус в фейсбуке. Не за прекрасные рощи Пемберли. Не потому, что Генри Кроуфорд – это лучшее, что тебе светит, чучело. И не потому, что иначе ты рискуешь навеки остаться подернутой паутиной общественного мнения милочкой Энн.
Выходить замуж, согласно Джейн Остен, нужно за того, с кем ты точно будешь счастлива, если только ты всю жизнь не мечтала трахаться с цацками от Тиффани и огромной белой яхтой.
Потому что если бы Лиззи с первого раза вышла замуж за мистера Дарси, если бы Энн Эллиот согласилась на предложение кузена, если бы Фанни Прайс (овца такая) поступилась любовью к Эдмунду, а Элинор, бросив все, принялась бы крутить лассо в сторону полковника Брэндона, то и сама Джейн приняла бы предложение Харриса Бигг-Уизерса, и на земле прибавилось бы детей и убыло - хорошей литературы.
С днем рождения, дорогая Джейн. Спасибо, что не поддалась на провокацию.
---
Пишет Нанук (peggotty)
@ 2010-11-18
My feelings will not be repressed
Книгоголик Кроликов в предыдущем посте спрашивает, в чем смысл мистера Дарси. На самом деле это очень важный вопрос, потому что даже многие девочки думают, что смысл мистера Дарси - в Пемберли и десяти тысячах в год.
Нет, пемберли, конечно, всякие важны, но не они делают мистера Дарси самым желанным текстом во всей литературе. Богатых мужиков с жилплощадью в мировом культурном наследии - как пластырей в аптеке. Красивых - дофигищи, но нам-то нужно, чтобы не натирало.

Особенность мистера Дарси в том, что он отнюдь не литературный герой. Он литературный мужчина. Мистер Дарси не копает клад, не открывает новые земли, не постигает смысл жизни, не ищет философского камня и не изучает языка всеобщей премудрости.
Большую часть текста он вообще молчит.
Но ведь в чем основной романный крючок.
Сначала мистер Дарси ведет себя как козёл. Бычит на красивую и умную девушку, не хочет пропрыгать пару кадрилей в зале, где дам больше, чем джентльменов и решительно отказывается рекомендовать себя незнакомцам. Кроме этого, он уныл, мрачен, желчен и надут.
Белый конь вообще нот детектед. Сам он конь.

Но вот дело доходит до первого объяснения, которое, в общем, звучит привлекательно, только когда его исполняет Колин Ферт, а так-то просто квинтэссенция конизма - "Я вас люблю, но черт, как всё некстати!", и выясняется, что барышня с ним на одном поле лопухов рвать не будет. Потому что он плохо себя ведет.

А что же мистер Дарси? Бросает все и уезжает в Грецию? Начинает пить и куртизанить? Женится на высокосветских генах Кэролайн?
Нет, он начинает вести себя по-мужски. Он признает, что был неправ. Он переламывает себя. Он идет на контакт со столь презираемой им родней Элизабет. Он даже идет на контакт с Уикэмом и предлагает ему денег вместо пули в лоб.
Потому что ему тупо нужна вот эта конкретная женщина, и он молча ломит к цели. Он не мнется в гимназическом дискурсе про то, что он не готов к отношениям, про то, что ему нанесли психологическую травму и про то, что штамп в церковной книге ограничит его свободу.
Нет, его чувства те же, что и в апреле, но одно слово мисс Беннет заставит его умолкнуть навсегда.
Всё - джентльмен сказал, джентльмен сделал.

И вот этот вот редкий, но уверенно-мужской дискурс и настоящие поступки - нет, ну правда, каждый ван ворден может положить полчища неверных к ногам возлюбленной, а ты посиди-ка вежливо с ее мамашей! - и делают мистера Дарси единственным мужчиной, перед которым не устоит ни одна женщина.
Потому что очень часто начинает казаться, что он и в самом деле единственный, и, как говорила Джейн, чтобы влюбиться в мистера Дарси, его надо сначала придумать.